Советские велосипеды

Советские велосипеды

Вспоминая эпоху СССР, нельзя не упомянуть об истории знаменитого советского велопрома, имеющую глубокие корни.

Дореволюционный опыт

Известно, что производство советских велосипедов было основано на базе нескольких фабрик царской России, расположенных в Москве, Владимирской губернии и Риге. Основателем московской дореволюционной фабрики велосипедов «Дукс» был известный промышленник Меллер Ю.А., которому удалось создать первую линию серийных военных байков. Общее количество выпущенных велосипедов фабрики «Дукс» составило около 600-700 штук. Однако после революционных событий 1917 года производство велосипедов пошло на спад.

Велосипеды страны Советов

После окончания Гражданской войны, а также завершения политики «военного коммунизма» Советский Союз принял решение о производстве недорогих отечественных велосипедов. В результате в середине 20-х годов 20 в. был восстановлен Харьковский велосипедный завод, ставший впоследствии главным производственным плацдармом страны. Кроме этого, выпуском велосипедов занимались и другие заводы, такие, как Горьковский велосипедный завод, Шяуляйский велосипедно-моторный завод, «Ленинградский металлист», ЗиС, Московский велосипедный завод, Минский велосипедный завод. Большой вклад в развитие советского велопрома также вложили различные научно-исследовательские институты и экспериментальные фабрики. Стоит отметить, что каждое предприятие сферы велосипедостроения имело свою уникальную разработку, занимающую особенное место в ассортиментном ряде советских велосипедов.

Велосипеды для детей и подростков

Первая детская двухколесная конструкция была выпущена в СССР в 1936 году на заводе «Ленинградский металлист». В довоенные времена, когда даже взрослые мечтали иметь велосипед, вышеуказанная безымянная модель запомнилась наличием литых шин. В дальнейшем был налажен выпуск таких детских моделей, как «Мишка», «Левушка», «Олимпик» и т.д.

Литовский завод производил известные модели «Орленок» и «Ласточка» для детей и подростков от 7 до 14 лет. В отличие от другой модели «Кама», конструкция «Орленка» была практически копией велосипеда для взрослых. Кроме этого, продукция Литовского завода казалась для граждан СССР заграничной, что вызвало огромную популярность среди советских подростков. Единственным возможным конкурентом «Орленка» была модель Горьковского велосипедного завода «Школьник». Однако она имела существенный недостаток в виде быстрого износа деталей.

Советские велосипеды для взрослых

Выпуском велосипедов для взрослых в стране Советов занимались два самых крупных предприятия – Харьковский велосипедный завод и Минский мотоциклетно-велосипедный завод. В битве за первенство Харьковский родоначальник велопрома выделялся мощной научно-производственной базой, заработанным авторитетом и глубокими историческими корнями. При этом Минский завод мог похвастаться трофейными технологиями завода Dampf KraftWagen, которые были вывезены из Германии вместе с заводом в конце Великой Отечественной войны. В результате соперничества Харьковского и Минского гигантов в Харькове была выпущена уникальная модель «Украина», которая считалась одной из лучших в СССР. Причиной такого успеха стало «военное» направление деятельности Харьковского завода, что позволило обеспечить производство новой модели качественными комплектующими. Благодаря этому велосипед «Украина» с легкостью мог выдержать большие нагрузки, и модель была признана лучшей в условиях сельской местности. Ответом Минского завода стал велосипед «Аист», который благодаря технологическому циклу DKW, обладал высоким качеством сборки.

Забытое прошлое советского велопрома

Кроме вышеуказанных моделей крупносерийного производства, советский велопром имел не очень популярные, но заслуживающие внимания разработки. Стоит упомянуть о модели ГМ-30, выпущенной Московским велосипедным заводом. Отличительной особенностью данной конструкции была тонкостенная рама, благодаря которой ГМ-30 стал родоначальником советских спортивных велосипедов.

Особого внимания также заслуживает велосипед ЗиЧ-1 Новосибирского Завода им. Чкалова, который был выпущен в 1946 г. и имел 3 режима скорости, ручной механизм управления тормозной системой, а также отличался высоким качеством сборки. Многие эксперты считают, что именно ЗиЧ-1 следует признать лучшим советским велосипедом послевоенного времени