ЗИМНИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ВЕЛОТУРИЗМ

velo38С появлением на заснеженных просторах России байков и шипованной резины, получил развитие зимний классический велотуризм. Что это значит, и как это выглядит? Очень просто — зимний велотурист делает все то, что и летний, но только зимой. Почему классический? Потому, что ходит в походы он, как в книжках пишут: с палаткой, костром и песнями.
Летом перед велотуристом открыты все дороги, все пути, а также горы и перевалы. Езжай, куда хочешь. Зимой же становится возможным ездить не только по дорогам и тропам, но и по зимникам, замерзшим рекам, озерам и морям. Именно на этом и специализируются зимние велотуристы. Логика проста — ездить там, где летом не проедешь. С другой стороны, зима умеет проверить туриста на прочность. Тут «раздолбайство» может не прокатить. Сами понимаете, хорошо и приятно ремонтировать байк теплым летним днем… заметно хуже заниматься этим на «дубаках». Кроме этого, зима часто превращает простую дорогу в сложную. Как? Очень просто. Приведу пару примеров.

Выехали мы раз 28 декабря со станции Суземка Брянской области в город Севск, и шел сильный снегопад. Часа через три на дороге образовался толстый слой снега, ехать по которому было весьма тяжело. Через несколько дней, в том же походе, ударила оттепель, а потом — резкий мороз. После этого мы три дня ехали по полностью обледенелой дороге, посыпать которую песком никто не удосужился. Другими словами, зимой никогда не знаешь, какую «засаду» приготовит тебе обычное шоссе. А если посмотреть на проблему с другой стороны, то можно сказать, что легких дорог зимой практически не бывает.

Следует сказать, что кроме того, что зимой ставятся зимники и озера покрываются льдом, некоторые дороги, особенно проселки, наоборот, переходят в разряд непроезжих, или правильнее сказать, «не чищенных». Да, зимой чистят далеко не все дороги, которые указаны на карте. Поэтому, при планировании маршрута можно легко «попасть». 20 км по чищенной дороге вы можете проехать за час. А по дороге занесенной снегом, те же 20 км можно идти два дня.

Наиболее благоприятное время для зимнего велотуризма — февраль — март и начало декабря. В марте не так холодно, пригревает солнышко, день длинный. В декабре, если повезет, можно поймать время, когда грязные проселки и тропы задубеют на холоде, а снега еще не нападает. В январе ездить очень тяжело. Стабильно холодная погода, короткий день, много снега. В Феврале уже заметно легче.

Где обычно ездит зимний велотурист? В принципе, зимнего туриста ничего не ограничивает в пространстве — хочешь езжай на Кольский, хочешь — в Таиланд. Главное чтобы было холодно и много снега. Но самые интересные места лежат на севере европейской России, на Урале и в Сибири. Дело в том, что в этих краях дорог мало, поэтому зимой ставятся зимники — дороги из укатанного снега, идущие прямо через болота или реки напропалую! Ездить по ним очень интересно. Во-первых, покрытие — укатанный снег. Во-вторых, часто бывает что зимник — это две колеи от Урала или ГАЗ-66 идущие через девственные снега. Шаг в сторону — ты в снегу по пояс. Едешь по такой колее, а она вьется вправо — влево, да вверх — вниз. Не удержался в седле — падаешь! Но ощущения — совсем не те, как если бы упал летом на асфальт. Падаешь в мягкую снежную перину!

Езда по зимникам сопряжена, как правило, с автономкой. Даже если надо проехать всего 100 км, на это может уйти до трех дней (а может и один), в зависимости от состояния дороги. Кроме того, трафик на зимнике не велик. На многих из них машина появляется не каждый день, а может не быть ее и неделю. Другими словами, ждать помощи особенно-то и неоткуда, а значит, надо хорошо готовится самим. К тому же все-таки зимник не вполне настоящая дорога. Вы можете встретить кусок дороги залитый водой разлившейся, несмотря на мороз, речки. Возможно для ГАЗ-66 это и небольшой препятствие, но велотуристам проблемы доставляет. Помню, в Забайкалье пришлось метра 3-4 идти в режиме ледокола. Тонкий лед наледи провалился подо мной, и пришлось по щиколотку в воде идти до твердой земли при 20ти градусном морозе. Понятно, что для успеха зимнего похода, основную роль играет снаряжение. У меня оно было хорошее, и я вышел из воды с сухими ногами. Плохое же снаряжение может сделать экстремальной и самую неэкстремальную ситуацию.

Еще одна «зимняя фишка» — погода. Нет, летом тоже конечно бывают «сюрпризы», но с зимними «подарочками» их не сравнить. Самый распространенный зимой аттракцион называется «20 градусов». Это когда температура в течение нескольких часов опускается с отметки «ноль» или, например, «минус три», на 20 градусов ниже.
Другой зимний аттракцион называется «оттепель». Предположим, вы спокойно едете на 15ти градусном морозе по твердому зимнику. Красота! Вдруг — бах! Оттепель! Покрытие зимника становится мягким, вас начинает «колбасить» со страшной силой. Если вы едете первым — вам повезло. Те, кто за вами, будут страдать еще сильнее.
Очень впечатляет такой зимний аттракцион, который называется «снег». Нет, речь не о том снеге, который лежит на полях и в лесах, а о том, который вдруг начинает сыпаться вам на голову. Скажем, вы проезжаете 100 километровый зимник из тех, по которым машина ходит раз в три дня. Проехали 30 км, и пошел снег. Через два часа снегопада ваша скорость несколько снижается. Если раньше вы ехали 12 — 15 км/час, то теперь, пока какая-нибудь машина не утрамбует поверхность зимника, вы будете ехать 4-5 км/час, а то и идти пешком. В результате вместо 2х дней вы можете потратить на этот участок 4, а хватит ли раскладки?
Часто особенно во время оттепелей и по весне встречается аттракцион под названием «качели». Что это такое? Это когда днем стоит плюсовая температура, байк ваш становится влажным, иногда попадает в лужи. Ночью же все еще морозно, и к утру ни единая часть вашего байка не хочет ни крутиться, ни шевелиться.
Кроме этих аттракционов, есть еще и другие, встречающиеся реже: дождь со снегом, дождь замерзающий на лету, и просто ветер в лицо.

Так что зимой надо всегда быть начеку, а начинать ходить в зимние походы лучше всего весной — в марте, когда большинство из перечисленных аттракционов встречаются уже редко.

Для чего же вообще ходить в зимние велопоходы? Серьезный зимний велопоход «переламывает» тебя заметно сильнее, чем летние. Здесь есть, где проявить себя, побороться за живучесть. В награду вы получаете возможность пройти там, где летом пройти невозможно, а также возможность улыбаться, когда «летний» турист расскажет ужасную историю, как он попал под холодный дождь и стучал зубами при плюс пятнадцати.

Примерами классических зимних походов можно назвать походы в монастырь на остров Коневец (с пересечением 6км Ладожского озера по льду), в Кижи, по озеру Ильмень и по Байкалу, по Зимникам Архангельской области и Забайкалья.